Вернулась из Львова после насыщенного трехдневного мастер-класса по вокалу от Agnieszka Cudzich – популярной польской певицы, профессиональной скрипачки и очаровательной молодой мамы. Для меня этот съезд музыкантов #ceciliarecZM из Украины, Польши и Белоруси – совершенно новый опыт пребывания в атмосфере музыки и творчества. Все что-то репетируют, играют, поют, носятся с инструментами. А еще я впервые пела в ансамбле из 35 человек, и это оказалось очень-очень круто! Твой голос становится неразличимой ниточкой в мощном едином звуковом потоке. Что-то вроде организованной жизни муровейника. Ну и после репетиций вокалистов с инструменталистами у нас состоялся чудесный общий концерт с участием всех 120 музыкантов, польских музыкантов, группы Кана, Рыбы и других бендов. Стало очевидно, что молодым украинским группам, исполняющим христианскую музыку, есть куда развиваться :)
Спасибо организаторам за это замечательное событие! Спасибо польским музыкантам за желание учить и делиться своим опытом! Спасибо коллегам за общение и незабываемые впечатления!
Несколько советов для вокалистов от Агнешки Цуджих, которыми хочется поделиться (надеюсь, будет и видео) и над чем мы усиленно работали три дня. Она учила нас по методу Speech Level Singing (петь как говорить). Мы не выводим звук в купол или в затылок (академическая манера), а выносим звук вперед, на губы. Более плоский звук, без лишнего воздуха в голосе.
Основные киты вокалиста: звук на губах, гортань на месте, ноты разной высоты поем так, словно они находятся на одной горизонтальной линии. Осознавать позицию звука. Найти его и приучить себя петь в этой позиции. Звук может переходит из головного регистра в грудной и обратно, но гортань не поднимается и не скачет на высоких нотах.
Нота должна быть слышна уже в мозгу. Без подъезда ее брать, попадать в точку. Не пропускать ноты. Уважать каждый звук.
Ошибки мозга, о которых нужно помнить вокалисту: мы склонны повышать громкость на высоких нотах и занижать окончания фраз. Нужно петь звуки разной высоты с одинаковой громкостью и держать на опоре звук, как бы приподнимая вверх хвост фразы.
Выполнять комплекс ежедневных упражнений для тела, дикции, дыхания и голоса дома минимум 15 минут, можно не каждый день. Сначала нужно понять, где у нас есть проблемы, чтоб с ними работать и уже потом шлифовать. Упражняться необходимо с фортепиано и метрономом.
Вокалистам/хористам имеет смысл репетировать и без инструменталистов, чтоб хорошо спеться и всех слышать. Каждый должен знать свое место. Когда одного слышно больше других, хор не имеет смысла, надо делить тогда на партии или добиваться идеального унисона.
Не расстраивайтесь, что поете не как Бейонсе. Она уже есть, наслаждайтесь своим уникальным тембром голоса! Обращайте внимание, с каким сердцем выходите на сцену. Не поссорились ли вы с музыкантами? Комфортно ли вашему телу? Хорошо ли знаете материал? Чтобы петь с душой, нужно переживать песню эмоционально или лучше придумывать свои. Если ваша песня кому-то не понравилась, помните, для Кого вы поете.